Главная 16 Гражданство 16 Доклад — Правовое положения иностранцев в России — Государство и право

Доклад — Правовое положения иностранцев в России — Государство и право

Доклад: Правовое положения иностранцев в России

Правовое положение иностранцев

В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных лиц без гражданства. Конституция России устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в со­ответствии с федеральным законом или международным догово­ром Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в Рос­сии, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 6 января 2007 г.).

Иностранными гражданами в России признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство. В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.



Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исклю­чением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Это ка­сается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудо­вую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспече­ние, образование, участие в общественных организациях, пользо­вание достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из кате­гории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие не­которых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений.

странный гражданин вправе защищать свои права всеми преду­смотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

. Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обя­занность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, береж­но относиться к природным богатствам, беречь памятники исто­рии и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Кон­ституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.



Иностранный гражданин, виновный в нарушении законода­тельства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Рос­сийской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обя­зательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Сотрудники дипломатических и консульских представи­тельств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегия­ми, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским им­мунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военно­служащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля. 2006 г. Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшают регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на ра­боту в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работни­ков без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его полу­чением обременении при условии соответствия иностранного ра­ботника установленным законодательством обязательным требо­ваниям к состоянию здоровья, профессии, специальности и ква­лификации.



В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем полу­чения визы, Правительству Российской Федерации предоставля­ются полномочия по увеличению или сокращению установлен­ного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или не­скольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пре­бывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качествен­ные (профессия, квалификация) характеристики трудовых ми­грантов, регулировать миграционные потоки на уровне Россий­ской Федерации и уровне субъектов РФ.

Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой дея­тельности может устанавливаться Правительством Российской Федерации для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, по­требности в привлечении иностранных работников, эффективно­сти использования иностранной рабочей силы и ее вклада в эко­номику и социальную сферу страны. Так, на 2007 г. постановлени­ем Правительства РФ утверждена квота на выдачу иностранным гражданам 308 842 приглашений на въезд в Российскую Федера­цию в целях осуществления трудовой деятельности и 6 млн. разре­шений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем визы.

Российская Федерация — правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, п рождая особый порядок приобретения гражданства, государстве ной поддержки, правовой защиты в отношении граждан Россиян постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из Р°эссн0 (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без граждан­ства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественника­ми, и их правовое положение регулируется Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 18 июля 2006 г.).



Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принци­пы и цели государственной политики России в отношении сооте­чественников. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы го­сударственной поддержки в области основных прав и свобод че­ловека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из дру­гих стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнацио­нальных конфликтов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов граждан­ства и обеспечения прав человека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынуж­денного переселенца. Первый — Федеральным законом «О бежен­цах» (в редакции от 30 декабря 2006 г.), второй — Законом РФ «О вынужденных переселенцах» (в редакции от 18 июля 2006 г.).

Беженцами признаются лица, не имеющие российского граж­данства, прибывшие или желающие прибыть на территорию Рос­сийской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвами преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.



Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера. Право-статус беженцев регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рас­сматривается компетентными органами, которые при наличии не­обходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать посо­бие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию Рф законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.

Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании кото­рого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о при­знании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистра­цию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобре­тать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российско­го гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных ус­ловиях утрачивает статус беженца (при получении гражданства Российской Федерации или другого государства, выезде за преде­лы России на постоянное жительство, при умышленном пред­ставлении ложных сведений, добровольном принятии защиты го­сударства, территорию которого он был вынужден покинуть). Го­сударство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительст­ва РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, кото­рые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным з* коном «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не мо­гут вернуться на свою родину, предоставляется возможной временного убежища на территории России.



Вынужденными переселенцами признаются граждане России которые вынуждены или имеют намерение покинуть место Постоянного жительства на территории другого государства или на территории России. Причиной этого служат те же основания, что для беженцев, но они связываются Законом с проведением враждебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми нарушениями общественного порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными пересе­ленцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Статус выдается на пять лет (допускается продление).

Права вынужденных переселенцев во многом схожи с права­ми беженцев. Практически в той же мере определены обязанно­сти органов государственной власти, органов местного само­управления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Право на политическое убежище. Экстрадиция

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуе­мый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конститу­ций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеж­дения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.). Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного предоставляя право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общественными нормами международного права (ч. 1 ст. 63). Предоставление политического убежища относится к компетенции Резидента России. Указом Президента РФ от 1 декабря 2003 г.утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища Число обращений незначительно.



С предоставлением политического убежища тесно связан во­прос об экстрадиции, т. е. передаче другому государству лица, в отношении которого в этом государстве возбуждено уголовное преследование или вынесен приговор судом. Вопрос об экстра­диции обычно встает, когда лицо, совершившее преступление на территории одного государства (это может быть гражданин дан­ного государства или иностранец), укрывается в другом государ­стве. Бывают также более сложные случаи: когда заявляется тре­бование о выдаче государством его гражданина, совершившего преступление в другом государстве, но в большинстве стран вы­дача своих граждан конституционно запрещена. В России Кон­ституцией (ч. 1 ст. 61) установлено, что «гражданин Российской Федерации не может быть… выдан другому государству». Не до­пускается также выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездейст­вие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ). Другое дело — выдача лиц, обви­няемых в совершении преступления, а также передача осужден­ных для отбывания наказания в других государствах. Это воз­можно на основе федерального закона или международного дого­вора России. Российская Федерация имеет договоры о правовой помощи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Болга­рией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Польшей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле­жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы со­держатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Важнейшим условием экстрадиции является признание деяния лица преступным как в том государстве, кото­рое требует выдачи, так и в государстве, которому предъявлено соответствующее требование (требование «двойной преступно­сти»). В демократических странах экстрадиция осуществляется на основании судебного решения. При этом суд устанавливает не только наличие «двойной преступности», но и определенные га­рантии для лица, подлежащего выдаче, со стороны государства, обратившегося с запросом о выдаче. В большинстве стран судотказывают в выдаче в случаях, когда совершенное лицом преступление влечет смертную казнь. Европейский суд по права человека установил невозможность экстрадиции, если есть основания полагать, что высылаемое лицо будет подвергнуто пыткам иди бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Суд обязан провести независимую оценку того, с какими обстоя­тельствами может столкнуться данное лицо в стране, в которую его высылают.



Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о выдаче и протоколы к ней (Федеральный закон от 25 октября 1999 г.), но с оговорками (в выдаче может быть отказано, если приговор выне­сен чрезвычайным судом, если есть угроза применения пыток, лидо достигло преклонного возраста и др.). Федеральным зако­ном, принятым в тот же день, ратифицирована Европейская кон­венция о правовой помощи (тоже с оговорками).

Международное сотрудничество в сфере уголовного судопро­изводства и порядок экстрадиции подробно регулируются в части пятой УПК РФ. Запрос о выдаче гражданина РФ направляется иностранному государству на основе международного договора или обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в буду­щем на основе принципа взаимности этому государству лиц в со­ответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 460 УПК РФ). Лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано треть­ему государству за преступление, не указанное в запросе о выда­че (ст. 461 УПК РФ). Кодекс регулирует порядок судебного об­жалования решения о выдаче, отказ в выдаче лица, передачу вы­даваемого лица и др. Допускается передача лица, осужденного в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, и, наоборот, при опреде­ленных условиях отказ иностранному государству в выдаче осуж­денного для отбывания наказания в этом государстве.

О admin

Оставить комментарий

x

Check Also

Федеральный закон Российской Федерации — О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Регистрация иностранцев в России: основные положения Электронная версия бюллетеня Население и общество Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц ...

Медицинское обеспечение иностранных граждан в России

Ваши права: Трудовые права иностранных граждан Медицинское обеспечение иностранных граждан в России Среди актов международных организаций, регулирующих вопросы медицинской помощи иностранным мигрантам, можно выделить Конвенции Международной организации труда о работниках-мигрантах ...

Программа переселения в Россию из Казахстана в 2017 году

Из Казахстана в Россию: программа переселения соотечественников Государственная программа переселения в Россию из Казахстана действует с 2005 года. С тех пор ею воспользовались тысячи соотечественников, стремящихся обеспечить стабильное будущее своим ...

Прием на работу иностранных граждан

Трудоустройство иностранных граждан в 2017 году Обновление: 17 марта 2017 г. Действующее законодательство 2017 года не запрещает российским работодателям привлекать на работу иностранных граждан. Трудоустройство иностранца во многом зависит от ...

Валютные операции между резидентами и нерезидентами, Право, теория и понятие права

Право, теория и понятие права 1. Возможны самые различные классификации видов валютных опе­раций. Применительно к участию в валютных отношениях кре­дитных организаций важно выделять два вида таких операций. Операции резидентов с ...

Переезд на пмж в Россию из Украины 2017: документы, порядок действий и помощь

Переезд на постоянное место жительства из Украины в Россию С февраля 2014 года тысячи жителей Украины решили поменять гражданство и переехать в Россию навсегда, хотя нельзя сказать, что тенденция кардинально ...

Выход из гражданства Республики Казахстан

Особенности процедуры отказа от казахстанского гражданства +7 777 999 50 50 +7 701 531 23 31 (с 9:00 до 17:00 пн.-пт.) (с 9:00 до 17:00 пн.-пт.) (с 9:00 до 17:00 ...

Лекция 21

21.5. Реализация прав и свобод в России Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55): — защита основ конституционного ...

Получение гражданства рф с видом на жительство 2016-2017

Получение гражданства рф с видом на жительство 2016-2017 Новости Беларуси Заявление подается в отдел управления Федеральной Миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по месту регистрации, в часы приема, ...

Как выиграть президентский грант: 8 подсказок

Как выиграть президентский грант: 8 подсказок Получить президентский грант на развитие гражданского общества в 2017 году будет намного проще – для заявки на конкурс понадобятся всего два документа. В этом ...

Получение гражданства рф по браку 2016- 2017

Получение гражданства рф по браку 2016- 2017 Получение гражданства рф по браку 2017-2017 Вобщем впечатления только положительные! От имени компании ООО «Северо-Западные Навигационные Технологии» выражаем благодарность ГК «БАФРА» за надежность, ...

Прием на работу иностранных граждан в 2017 году

Трудоустройство иностранных граждан: особенности 2017 года Приём на вакантные рабочие места граждан других государств является вполне законной процедурой при условии, что эти лица находятся в России легально. Но некоторые сложности ...

Как получить гражданство Абхазии гражданину РФ в 2017 году

Получение гражданства Абхазии Гражданство республики Абхазия (РА) может быть приобретено: по рождению; путем вступления в подданство; после восстановления в подданстве РА. Кроме того, эта процедура может происходить в общем и ...

Выплаты переселенцам 2017

Программа переселения в РФ Государство Российской Федерации назначило компенсационные выплаты иностранным гражданам, которые желают добровольно переселиться в Россию и получить российское гражданство. В связи с этим многих переселенцев волнует вопрос, ...

Работа в Москве для граждан Казахстана в 2017 году

Как гражданину Казахстана найти работу в Москве Найти достойную работу за пределами родины всегда не просто. Понятное дело, что каждая держава охраняет собственный рынок труда и зачастую работодатели предпочитают брать ...

Экзамен по русскому языку для получения гражданства: какие вопросы и как сдать

Экзамен по русскому языку для получения гражданства: какие вопросы и как сдать Сдать экзамен по русскому языку для получения гражданства обязуют почти всех иностранцев, которые намереваются претендовать на красный паспорт. ...

Рейтинг@Mail.ru